Содержание
- 1 Как же понять, что ботов подозрительно много?
- 2 На какие категории можно поделить ботов, продающихся на биржах?
- 3 Карта горячих зон на сайте
- 4 Геолокация трафика
- 5 Большое количество отказов и повторяющиеся всплески активности
- 6 Подозрительные закономерности в посещаемости
- 7 Взаимодействие с сайтом
- 8 Ловушки для ботов
- 9 Как же бороться с бот-трафиком?
В независимости от места покупки трафика, нам критично важно знать, насколько реальны уники, и не сливают ли нам под видом целевой аудитории ботов. Конечно, ведь от качества трафика не только зависит прибыль арбитражника, мы еще и платим за него из своего кармана. Кому хочется купить таргетированных 10 000 уников и потом увидеть в графе лидов цифру 0?
Да, отсеять ботов полностью нельзя, они попадаются в любом источнике. Даже на хорошей бирже с отменной репутацией часть уников – это мертвый трафик. Что уж там говорить, если Google или Facebook периодически сливают своим клиентам процент ботов, будучи не в состоянии полностью исключить мертвый трафик. Но небольшой процент и подавляющее большинство – это ведь разные вещи, не так ли?
Как же понять, что ботов подозрительно много?
Все элементарно. Ключ к решению задачи – это аналитика и знание поведенческих моделей. Проще говоря, боты – это роботы, у которых во все времена были проблемы с имитацией человеческого поведения, в том числе на страницах сайта.
И если какой-то изощренный бот и сможет обмануть среднестатистический сканер, то для большинства ботов, которые продаются на биржах под видом живого трафика, это не под силу. От этого и стоит отталкиваться.
На какие категории можно поделить ботов, продающихся на биржах?
Первый тип – самые простые боты, которые плохо маскируются под пользователя, загружая страницу указанного сайта и сразу покидая ее.
Второй тип – более сложные боты. Они также загружают страницу, но затем начинают делать какие-то действия – ждать некоторое время на загруженной странице, кликать по случайным ссылкам, прокручивать страницу и так далее. Никакой закономерности – случайные действия.
Третий тип – боты, которые следуют одному алгоритму. Их задача – сделать определенную последовательность действий, как правило, сотни или тысячи раз, с разных IP-адресов и юзер агентов.
К счастью, все типы ботов имеют общую черту – они все действуют по определенной безликой схеме, которую можно определить и отследить.
Карта горячих зон на сайте
По большей части нам хватит ресурсов Яндекс.Метрики и Google Analytics, чтобы выявить, что нам сливают большое количество ботов. Для анализа горячих зон в Яндекс.Метрике можно использовать Карту кликов и Вебвизор. Также можно использовать сторонний софт, если это необходимо.
Карта горячих и холодных зон на странице сайта – это полезный инструмент для маркетинга, который также покажет, чем, собственно, занимаются посетители вашего сайта, что им интересно, а что они не замечают. Подобный софт покажет, пользуются ли посетители прокруткой, какие области сайта привлекают наибольшее внимание, и сколько времени юзеры проводят в том или ином месте на странице, где и как часто они кликают.
Относительно выявления ботов данный софт позволит понять, что конкретно делает покупной трафик на сайте. Обычные пользователи будут прокручивать страницу вниз, перемещать курсор по элементам навигации, кликать по кнопкам. У каждого типа сайта даже есть привычная горячая карта – у блога горячие зоны внешне напоминают букву F, а на сайте с большим количеством графики – литеру V.
Боты же начнут вести себя хаотично, кликать куда попало, без какой-либо четкой модели поведения. Помните, что у ботов нет курсора, как такового, и они кликают по пустым местам, кнопкам, рекламе – как повезет.
В общем, если вы купили трафик, и анализ горячих зон показывает разумное взаимодействие с сайтом только у нескольких пользователей – это повод насторожиться. Если же карта горячих зон полыхает только в одном месте – возможно, вам сливают ботов, которые повторяют запрограммированное действие.
Геолокация трафика
Воспользовавшись упомянутыми Яндекс.Метрикой или Google Analytics, мы сможем проанализировать, откуда, собственно, к нам на сайт пришли посетители. Иногда именно этот инструмент помогает определить, что нам продали ботов.
К примеру, вы купили 1000 уников, и согласно статистике, все они пришли из какого-то Бангладеш. Вполне возможно, что биржа или человек, у которого вы купили трафик, заказали его на какой-то кликовой или бот-бирже в этой стране.
К слову, на кликовых биржах переходы осуществляются не ботами, а людьми, которые хоть и не заморачиваются по поводу поведенческих моделей, все же сложно выявляются обычными методами. Выявить данный вид мертвого трафика можно только с помощью аналитики географии.
Ботов поймать данным методом также можно. Как правило, для программ, генерирующих мертвый траф, используют узкий диапазон прокси, привязанных к конкретному региону или даже городу. Если вы, к примеру, купили трафик из России, и к вам на сайте начали переходить люди, к примеру, только из Екатеринбурга – это повод засомневаться в честности источника.
Отметим, что аналитика локации и IP-адресов требует опыта. С первого раза разглядеть модель, по которой вам сливают ботов, может быть сложно. Поэтому рекомендуем сохранить статистику переходов во время нескольких закупок трафика в проверенном источнике и сравнивать ее во время покупки трафа в новом месте. Это должно помочь выявить подозрительные схемы и совпадения.
Большое количество отказов и повторяющиеся всплески активности
Как уже говорилось ранее, боты, особенно самые простые, просто загружают страницу сайта и сразу покидают ее, резко повышая процент отказов. Это объясняется тем, что владельцы ботов хотят получить максимум уников за короткий промежуток времени – поэтому их программы, посетив страницу, делают элементарное действие или просто уходят с сайта, меняют свои характеристики, чтобы вновь превратиться в «уникального» посетителя и повторяют действие.
Если проследить поведение ботов на графиках в Яндекс.Метрике или Google Analytics, то вы заметите периодические всплески посещаемости и отказов через четко определенное время – как правило, это несколько секунд.
Возможно, периодически модель поведения будет немного меняться, но в целом общая картина будет такой же. Большое количество всплеском активности через одно и то же время – это свойство простых ботов. Однако более сложные программы могут вести себя скрытно, без таких явных пиков на графике посещаемости.
Конечно, при покупке трафика ожидать всплеска посещаемости стоит в любом случае, но помните, что для ботов характерна определенная модель поведения, зачастую повторяющаяся.
Подозрительные закономерности в посещаемости
Если раньше продавцы ботов и не слишком добропорядочные биржи пытались слить заказанный трафик как можно скорее, чтобы рассчитаться с заказом и приняться за новых клиентов, то теперь они стали умнее.
Теперь ботов могут сливать не всех сразу, но это не значит, что продавцы мертвого трафика стали гораздо умнее. Теперь некоторые из них делают это по четко обозначенной схеме. К примеру, вы купили 10 000 уников. И вам будут их сливать по 1000 в час в течение 10 часов. Или же вы получите 2000 уников в первый час, еще 2000 с промежутком в час и так далее.
Помните, что для живых пользователей не свойственны такие жесткие закономерности. Более того, модели посещаемости живых людей зависят от ряда факторов – времени суток, для недели, рабочего дня и так далее.
Взаимодействие с сайтом
По понятным причинам простейшие боты не будут делать ничего кроме ожидания загрузки страницы. Боты поумнее начнут имитировать пользовательское поведение, хаотично и не совсем естественно, но все же имитировать. И только люди будут полноценно взаимодействовать с такими элементами сайта, как всплывающий чат или всплывающее окно рекламы на весь экран.
В подавляющем большинстве боты никак не отреагируют на Java элементы. То же самое сделают и часть живых пользователей, однако, многие из них выполнят какое-то действие – закроют окно чата, свернут его, начнут переписку, нажмут на крестик на рекламном окне и так далее.
Отличный способ обнаружить ботов – это поп-ап окна, которые всплывают на сайте через некоторое время. Дело в том, что даже умные боты, которые отреагируют на появление поп-ап элемента секундной задержкой, затем продолжат как ни в чем не бывало кликать по сайту, несмотря на то… что весь экран будет закрыт поп-апом. Живые посетители в подавляющем большинстве закроют поп-ап.
Ловушки для ботов
Многие сайты используют, так называемые, ловушки для ботов. Как правило, подобная хитрость представляет собой приветственную страницу, которая показывается любому уникальному посетителю, который посещает сайт в течение этих суток впервые.
Данная приветственная страница предполагает простое действие – например, выбор категории, которую пользователь хочет посетить. На месте ловушки может быть реклама или какая-то просьба, предупреждение, объявление. Боты, в отличие от людей, не смогут ни закрыть, ни обойти эту ловушку.
Однако стоит помнить, что несмотря на высокую эффективность подобных ловушек, они могут негативно сказаться на поведении реальных пользователей, которым может не понравится приветственное окно вместо привычной им главной страницы. Поэтому рекомендуется протестировать подобные инструменты перед тем, как ставить их на свой сайт.
Как же бороться с бот-трафиком?
Во-первых, заниматься самостоятельным анализом того, кто приходит к вам на сайт, тем более, если за каждого посетителя вы платите из своего кармана. Как видите, делать это может каждый, без особых вложений и знаний.
Во-вторых, если вы видите, что к вам сливают откровенный мертвый трафик, то вам нужно его как можно скорее заблокировать. К сожалению, биржи и тизерные сети не всегда называют свои источники в открытую. Поэтому если вы не можете добавить мусорную площадку в черный список по адресу, попытайтесь сделать это, используя ее ID в системе. Если и этого сделать нельзя – лучше сменить место закупки трафа.
В-третьих, можно воспользоваться услугами сторонних сервисов, которые помогают отфильтровать ботов и снизить процент кликфрода. Как правило, подобные сервисы занимаются аудитом трафика, предоставляя в итоге информацию и рекомендации, как оптимизировать поток посетителей на сайт.