Содержание
Нужны ли социальные медиа малому предпринимательству? И если нужны, то что, а самое главное, как они могут дать?
Для начала стоит перечислить условия, при которых маркетинг в социальных сервисах может быть эффективным:
Социальные площадки содержат концентрированную целевую аудиторию в достаточном количестве.
Представитель компании любит общаться и умеет продавать.
Представитель компании умеет правильно распределять свое время.
Усилия по продвижению товаров/услуг компании сосредоточены на 1м (максимум 2х) каналах. И это очень важный пункт, т.к. в малом бизнесе ресурсы всегда крайне ограничены. А если их распылять на множество каналов продвижения, то можно остаться без ресурсов и без нужного результата. Два человека не могут одновременно идти в три стороны. С усилиями по маркетингу все абсолютно так же.
Представитель компании прекрасно разбирается в психологии людей и в собственном продукте. Либо в социальных сервисах работают два специалиста – один по PR, другой по продукту (привлекается по мере необходимости).
Бизнес процессы предприятия «заточены» под работу с социальными медиа. Простейший пример – возможность заказа непосредственно через сообщество или аккаунт в социальном сервисе, минуя телефон, e-mail и даже сайт компании. И уже представитель фирмы должен связываться (если необходимо) с покупателем, уточняя детали. Это подход «от клиента», когда удобно должно быть покупателю. У нас чаще всего поступают с точностью до наоборот.
После перечисления условий, стоит рассмотреть выгоды для малого бизнеса от социальных медиа:
Возможность продаж.
Вербовка лояльных клиентов и «адвокатов бренда» (проще говоря, бесплатных рекламных агентов компании).
Четкая обратная связь. Нигде так ясно не дадут понять, что продукт – ерунда, что руководство не понимает нужд клиентов, а бизнес-процессы еще очень далеки от совершенства, как в социальных медиа. Аналогично работает и положительный эффект. Если продукт великолепен, а компания работает как мотор Rolls Royce, титанические усилия по сбыту останутся в прошлом.
Новые идеи. Интернет-реклама, как и поисковый маркетинг, не дает новых идей. Максимум, что она может сделать – привести потенциальных покупателей на сайт. Которые, возможно, купят. Но покупают люди чаще всего молча и все свои истинные впечатления держат при себе. В социальных сервисах люди могут и не купить, но, тем не менее, подкинуть очень ценные идеи. Которые смогут существенно повысить привлекательность товара или услуги и, как следствие, рентабельность бизнеса.
После всех перечисленных «вкусностей» маркетинга в социальных медиа, возникает резонный вопрос – Как? Как заставить социальные медиа работать на ваш бизнес?
Несколько простых, но очень важных правил:
1. Концентрируйтесь!
В площадках, в торговом предложении, в людях.
2. Выходите на лидеров.
Дружите или скандальте, заинтересовывайте или провоцируйте – делайте что угодно, но лидеры социальных групп должны о вас заговорить. Разумеется, стоит придерживаться определенных рамок, иначе можно просто «перегнуть палку» и социальная площадка закроется для вас навсегда.
3. Распределяйте время.
В социальных медиа критично время ответа, важен эффект «постоянного присутствия».
Поэтому 2 часа, разбитые на получасовые сеансы в течение дня, будут гораздо эффективнее непрерывного 4х-часового нахождения в сети. Полчаса, как правило, вполне хватает для того, чтобы выложить новый материал, ответить на вопросы и комментарии.
Рассмотрим такой пример: вы онлайн с 11 до 18 часов, а вопрос вам написали в 20 ч. Получается, ждать ответа человеку придется минимум 15 часов. А назавтра у него свои дела, неожиданные планы на вечер и т.п. И увидеть ваш ответ он сможет лишь спустя 2-3 суток. К тому времени проблема человека уже может быть решена (либо мотивация сойдет на нет) и ваш ответ будет уже не важен. Вполне вероятный итог — потенциальный клиент упущен, а ваше время потрачено зря.
Получасовые сеансы в 10, 14, 18 и 22 ч, снимают подобные трудности. В итоге вы тратите всего 2 часа в день, а людям кажется, что вы в сети постоянно.
Естественно, продолжительность и время сеансов вы вольны определять по своему усмотрению. Важно лишь рационально использовать свое (и чужое) время.
4. Расширяйте кругозор, будьте содержательны и интересны.
Пустые или перепечатанные статьи – это не ценность. Тем более уникальная… Это обычная лень.
Много вы знаете людей, которых привлекает чужая лень? А почему вы думаете, что ваши потенциальные клиенты такие?
5. Эксперименты, эксперименты и еще раз эксперименты!
Не бывает готовых рецептов успеха в социальных медиа. Как не бывает готовых рецептов «вирусов».
Все удачные вирусные кампании – плод долгого и кропотливого труда. Если у вас случайно получился вирусный эффект – это опасность, а не благо. Поскольку вы не понимаете причин его происхождения, вы не сможете и направлять этот вирус в нужное русло (а кто-то другой, возможно, сможет). И ваш вирус превращается в смерч, который может смести как ваших конкурентов, так и вас самих. Просто потому что любой «плюс» в социальных медиа может легко трансформироваться в «минус». А из глубокого минуса выходить крайне сложно – для этого требуются большие ресурсы, профессионализм и отменное PR-мастерство.
Поэтому для получения высокой отдачи от социальных медиа нужно набираться опыта и много экспериментировать. И это нормально, если из 10 экспериментов какой-то эффект будут давать лишь 1-2.
Ведь ваше мастерство – лишь вопрос времени.
Успехов вам!
Дерзайте!