Содержание
Не так сложно понять, что Вам нужна CRM-система (почти то же самое, как кислород человеку), как сложно разобраться какую CRM систему выбрать. Ведь из-за неудачного выбора crm Вы можете потерять не только время и деньги, но и вообще отбить все желание что-либо внедрять. А это самое страшное, когда из-за личного, ошибочного мнения отметается очень сильный маркетинговый инструмент. Поэтому будем учиться выбирать и, конечно же, составим рейтинг CRM-систем.
Выбираем ЗАДАЧИ или CRM?
В этой статьей не будет слов о том, что внедрение CRM системы это хорошо и какие выгоды Вы можете от этого получить. Всё потому, что в своей статье “CRM системы: что это? Простыми словами” мы всё это уже описали. Даже сделали больше, чем нужно. Поэтому если у Вас ещё неполное представление о том, что это такое, то сначала прочтите статью по ссылке выше, а потом возвращайтесь к этой.
Если у Вас всё хорошо с понимаем, то первым делом, перед выбором системы, Вам нужно определить задачи, которые должна решать Ваша новая эко-система. Ведь в зависимости от задач, Вам нужна будет та или иная разработка (возможно даже своя).
Ниже я приведу основные задачи, которые можно выделить отдельным списком, и напротив которых, Вам нужно поставить галочку, если это про Вас. Либо крестик, если Вам этот функционал не нужен.
После прочтения задач Выше, Вы можете понять, что сейчас CRM это не только учёт клиентов, сейчас это комбайн по оптимизации работы бизнеса. Но не все системы представляют эту возможность, есть те, которые специализируются только на контроле продаж и всё. Поэтому определяемся с задачами перед дальнейшими действиями.
Это не всё
Обратите внимание, что выше я описал основные задачи, но фактически, CRM имеет массу функций, которые могут упростить Вам работу. А именно всё собрать в одном месте, чтобы Вы не бегали по разным сервисам и пространствам. Я составил Вам список всех (80%) функций, которые предаставляют разные системы. Всё что Вам нужно, это отметить для себя те, которые нужны Вам.
Генерация документов по шаблонам
Интеграция с онлайн-чатом
Учёт финансов
Интеграция с сервисами скриптов продаж
Учет рабочего времени
Запись разговоров
График отпусков
Email рассылки
KPI, мотивация и расчет зарплаты
Социальный сканер
Склад
Хранение файлов
Интеграция с IP телефонией
Использование электронных ящиков в CRM
Бизнес-процессы
Документооборот
Сквозная аналитика
Смс-рассылки
Интеграция с социальными сетями
E-mail трекинг
Интеграция с формами захвата на сайте
Рабочие отчёты
Интеграция с 1С бухгалтерия
Календарь
Собрания и планёрки
Автоматизация маркетинга
Внутренний чат и видео-звонки
Внутренняя база знаний
Новостная лента компании
Мобильное/десктоп приложение
Запись на услугу
Брендирование
Это не весь список. В нём нет совсем очевидных возможностей (постановка задач, ведение карточки клиента, история редактирования и т.д.) и также нет специфичных функций. Я их не написал, потому что они крайне редко кому нужны. Плюс, я мог что-то упустить, так как разработчики ежедневно вводят новые функции и уследить за всеми просто невозможно. Но этот список достаточен, чтобы на основе него выбрать необходимый функционал и принять решение о подходящей CRM.
Два вида — одно решение
Ещё не всё. Помимо того, что все CRM делятся на универсальные и отраслевые (заточены под конкретную сферу), они ещё все делятся на два вида. И пока Вы не определитесь что нужно Вам, двигаться дальше и переходить к сравнению CRM нет смысла. Кстати, этот вопрос мы уже поднимали в статье “CRM системы: что это? Простыми словами” и даже обсуждали стоимость crm системы.
Коробочная версия
Версия CRM, которая устанавливается на Ваш сервер, который является единственным источником для доступа к ней. Основной плюс такого варианта — это то, что всё в Ваших руках и если Вам нужно что-то доработать (хоть всю переделать), то сделать это можно (не легко, но возможно). А минус в том, что Вам нужны деньги на свой сервер, программиста и другие технические моменты.
Идеальный вариант для тех, кто планирует внедрять ЦРМ глобально на всю компанию. Делать это с масштабом и разбитием бутылкой шампанского о “фюзеляж” сервера. В случае, если Вы компания небольшая и сейчас хотите без выпендрёжа перейти с бумажных носителей на электронные, то лучше обратить внимание на облачную версию. К тому же, за коробочную версию Вам придётся выкатить сразу кругленькую сумму от 50 000 р. (в среднем).
вконтакте
Облачная версия
Версия CRM, которая установлена на сервере разработчика и доступ к ней Вы получаете, перейдя по специальной ссылке в браузере. Самый приятный момент, что дополнительных расходов, кроме оплаты системы, больше нет. Но вот только “подвижность” её хуже, и цена более кусачая (абонентский платёж) на длительный промежуток времени (зато сразу много денег не платите).
Рекомендуется для большинства компаний, которые задаются вопросом про лучшие CRM для малого бизнеса. Облачная, господа, облачная. При внедрение её, Вам не потребуется много денег, а главное Вы будете сосредоточены на настройке и использовании, а не на технических подготовительных моментах.
Какую CRM систему выбрать
Cейчас существует огромное количество CRM. Только в процессе написания этой статьи я узнал о порядке 5-ти новых сервисов, о которых никогда не слышал раньше. Но это хорошая новость. Чем больше конкуренция, тем лучше условия и ниже цена.
Чтобы Вам не рыскать по всему Интернету и не искать сравнительный анализ crm систем и рейтинга 2017, я отобрал 4 из серии “на любой вкус и кошелек”, при этом с которыми мы сталкивались. Но смею Вас разочаровать, это не рейтинг CRM систем и даже не их сравнение, потому что всё индивидуально.
Если Вы думаете увидеть №1 в рейтинге или сравнительную таблицу, и на основание этого решить какая CRM Вам подходит, то Вы просто будете обмануты самим собой.
Во-первых, системы постоянно дорабатываются, а значит если сейчас я сделаю сравнение и выложу его сюда, то далеко не факт, что через неделю оно будет правдивым. Во-вторых, и финально, многие системы сами по себе уникальны, что их сравнить практически невозможно, а значит неправильно будет кому-то присуждать звание лучшей.
Поэтому ниже Вы увидите обзор CRM, отобранных нами, каждую из которых стоит изучить и “потыкать”. К тому же, проверить на соответствие Вашим требованиям из списка выше. Но всё же некоторое описание, для упрощения выбора, сделаю. Lets go!
Битрикс 24
Самая известная российская CRM. Хотя нет. Так говорить же не правильно, поэтому — одна из самых известных и распространенных CRM в России. Если без шуток, то название Битрикс 24 уже давно прочно ассоциируется с CRM. И мы, как фанаты нашей страны, горды, что Российские системы могут легко конкурировать с Американцами (я про Битрикс 24.)
Имеет огромное число преимуществ: это бесплатная crm система, причем, навсегда и с довольно широким набором функций. Так как компания не благотворительная, то существует и платная версия, при которой Вы получаете более расширенный функционал (учет рабочего времени каждого сотрудника, бизнес-процессы, планёрки и т.д..).
Также к плюсам можно отнести возможность сразу управлять и продажами, и проектами, и компанией. Иными словами, можно делать почти всё, не выходя из этой системы. Также имеется собственно мобильное приложение, благодаря которому Вы можете отслеживать выполнение задач даже удаленно от офиса, но выполнено оно на 3+ балла.
Из минусов — крайне доооооолгая и слабая техническая поддержка. Почему это так важно? Потому что настроить эту махину довольно сложно, и обычно от Битрикса все отказываются, так как не понимают что к чему. Но я считаю, это нормально. Невозможно получить огромный функционал и настройки из 5 полей. Всё взаимосвязанно.
Ссылка на сервис — vk.cc/6P5r4Q
Условия: платная и бесплатная версия
AmoCRM
Ее рекомендуют множество маркетологов и специалистов. Всё это связано с хорошим маркетингом этой платформы. Но помимо того, что она популярная, это и вправду хорошая система, только заточена она сугубо под продажи. При чём довольно типовые с очень-очень маленькой спецификой.
Главный плюс, которые лишний раз подтверждает популярность это интеграция почти со всеми сторонними сервисами, будь-то сервис сквозной аналитики или популярный онлайн-чат. Кроме того имеется хорошая техническая поддержка и мобильное приложение. Ну и так как функционал заточен только под продажи, то легко настроить и легко пользоваться (приятный интерфейс).
Из минусов (почти единственный, но самый основной) — как уже говорил сервис «заточен» для типовых продаж, в основном для отделов продаж, поэтому плохо подходит для розниц, специфичных бизнесов и не стандартных бизнес-процессов . Так же к минусам не маленькая стоимость и отсутсвие коробочной версии.
Ссылка на сервис — amocrm.ru
Условия: платная версия (14 дней пробный период)
FreshOffice
Мульти-комбайн, который объединяет в себе не только систему учёта клиентов. Здесь есть управление маркетингом, финансами, документами и даже управление складом. Не могу сказать, что это единственный сервис с таким функционалом, но он довольно полноценен.
Плюс жирный за огромное количество возможностей, которые намного проще настроить, чем в том же Битриксе. Но опять же, их на выходе здесь всё равно меньше. Так же плюс это очень приятный интерфейс, цена и их обучающий материал, который поможет быстро разобраться в сервисе.
Минус, он же и плюс одновременно, система не подходит для ведения сложных проектов. Здесь хоть и есть задачи, но они больше подходят для обычных услуг, где нужно оформить заявку и назначить ответственного. Но если у Вас проект долгосрочный и разбит на несколько этапов (к тому же Вы любите всё расписывать по Канбану), то всё намного сложнее…
Ссылка на сервис — freshoffice.ru
Условия: платная версия (14 дней пробный период)
Мегаплан
Входящая в лидеры российского рынка CRM система. Аналог Битрикса 24 (или Битрикс 24 аналог Мегаплана). Это больше, чем просто CRM. Причём, если во FreshOffice есть всё, то здесь есть всё и даже больше. В основном подходит для компаний с коллективом хотя бы от 15-20 человек.
Плюс — огромные возможности кастомизации под свой бизнес. Но нужно ли Вам столько? Если Вам нужен только контроль продаж, то часть функций будет просто Вам мешать. Есть бесплатная урезанная версия. Остальное как у Всех, на твёрдую 4+.
Из минусов — страшненький дизайн. Они его хоть сейчас и переработали, но всё равно. Как будто назад в 2000. Тех поддержка помогает, но не особо вникают в проблему. Слабый учёт финансов и отсутствие модели склада. Есть ещё небольшой минус по типу недоработанного мобильного приложения, но это есть почти у всех систем.
Ссылка на сервис — vk.cc/6RLCya
Условия: платная и бесплатная версия
Хотите внедрить больше?
Закажите у нас
маркетинговый консалтинг
Может хватит? Остановитесь
Мало? Согласен. Систем в мире существует много. Выше мы изучили негласный ТОП в индустрии учёта клиентов. Но если начать капать глубже, то можно найти ещё не один десяток. Поэтому чтобы Вы не тратили время, я также подготовил Вам этот список. Правда, без совсем начинающих сервисов.
Имя
Условия
Комментарий
Pipedrive
Платная (+пробный период)
Ориентирована на продажи и управление
Terrasoft
Платная (+пробный период)
Очень дорогая, но безумно гибкая система
Clientbase
Платная и бесплатная
Нет опыта использования
Frontdesk24
Платная (+пробный период)
Система управления отелями
Intrumnet
Платная (+пробный период)
Есть готовые отраслевые настройки
Dacrm
Платная (+пробный период)
CRM для недвижимости
Salesap
Платная и бесплатная
Есть готовые отраслевые настройки
GenCRM
Платная (+пробный период)
Довольно подробная аналитика
Flowlu
Платная и бесплатная
Нет опыта использования
a2b
Платная (+пробный период)
Нет опыта использования
Retailcrm
Платная и бесплатная
Специлизирована на интернет-магазинах
Okdesk
Платная (+пробный период)
Идеально для клиентской поддержки
Также хочу обратить Ваше внимание, что в мире, помимо русскоязычных, есть ещё огромное количество англоязычных ЦРМ. Но Вы меня хоть убейте, ну не верю я, что в обычном русском бизнесе, можно успешно внедрить CRM на английском языке. На русском то сложно внедрить, а тут другой язык. Поэтому такие системы как ZohoCRM, Salesforce, BaseCRM просто отсутствуют в списке выше (хотя очень достойные кандидаты).
Важно. У некоторых CRM Вы можете увидеть цены по 300-400 рублей в месяц. “Как круто и дешево!”, скажете Вы. Но не забывайте, что это стоимость за 1 пользователя. То есть если у Вас в компании 3 менеджера по продажам и 1 РОП, то CRM будет обходиться уже в 1200-1600 рублей в месяц. Поэтому не попадайтесь на манипуляции маркетологов ?
Коротко о главном
Рейтинга CRM систем 2017 здесь нет. Сравнительного анализа CRM здесь тоже нет. И даже звание “самая-самая” миновало эту статью. Причины мы уже с Вами обсудили, всё слишком индивидуально. Но точно можно сказать, что лучше доверять свой бизнес проверенным сервисам. А то есть вероятность, что Вы только выйдете на крейсерную скорость, как разработчик решит прикрыть лавочку. Мы видели массу таких ситуаций.
Также хочу сказать, что “тыкательный” метод, основанный на предварительной подготовке, самый правильный. Благо почти во всех ресурсах есть бесплатный пробный период. Причём, когда Вы будете изучать системы, то не просто посмотрите наличие необходимых функций, а попробуйте их настроить, обычно на этих шагах и находятся изъяны.
И финально. Какую бы систему Вы не выбрали, она будет иметь “косяки”. Это может не нормально, но точно факт. Ведь у всех бизнесы разные и задачи разные. Поэтому если Вы хотите всё индивидуально под Вас, то приготовьтесь выложить за это не один миллион рублей. Дорого, но зато всё “по-щучьему велению”.