Как Вы думаете, что более эффективно: контекстная реклама в Яндекс.Директ или Google Adwords? С вероятностью в 83% (цифру я взял из головы), Вы ответите, что в Яндекс.Директ. Во-первых, мы в России, во-вторых, потому что Вы сами не любите Google.Adwords и не используете его. Но самом деле это не так. Нельзя сказать, что будет более эффективным сразу, даже в контексте любой интернет-рекламы. А вот по прошествии времени очень даже можно. И помогут Вам в этом utm-метки.
Эти самые utm-метки просто спасение для всех тех, кто запускает рекламу в Интернет и хочет знать ее эффективность. Отслеживать какой канал лучше, какой приносит больше лидов и, конечно же, просчитать в какой канал Интернет-рекламы нужно вкладывать деньги (так как высокий ROI), а какой лучше прикрыть. Обо всем этом и поговорим далее.
Одна важная покупка
Скорее всего, заходя на любой сайт с любой интернет-рекламы, Вы видели после доменного имени сайта непонятный длинный хвост из различных символов по типу “http://in-scale.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign={campaign_id}&utm_content={ad_id}&utm_term={keyword}”. Так вот, это Вас не взламывают, можно не пить валерьянку, всё хорошо. Всё, что идет после “?utm_”, это и есть метрики, которые ставятся, чтобы отследить источники перехода на сайт. То есть увидеть, из какого места Интернета перешел на Ваш сайт новый пользователь.
Если Вы первый раз сталкиваетесь с этим творением интернет-маркетинга, то наверняка Вам всё это сейчас очень сложно даётся, поэтому давайте немного попроще и поэтапно.
Самое необычное заключается в том, что перейдя по первому (короткому) и второму (длинному) пути посетитель попадает на один и тот же сайт. Но во втором случае мы сможем увидеть не только, что посетитель пришел, например, с таргетированной рекламы, а с какой компании и объявления. Как выглядит это в Яндекс.Метрике показано ниже:
В случае с контекстной рекламой на сайт мы уже увидим больше информации, так как глубина действий клиента тоже больше. Помимо того, что мы также увидим компанию и объявления, вдобавок нам система покажет даже ключевое слово, которое вбивал человек в поисковую строку для решения свой проблемы.
Если говорить еще проще (куда ещё?!) про нашего героя статьи, совсем уж разговорным языком, то благодаря utm меткам Вы, как опытный охотник, метите территорию и потом через определенное время смотрите какие из Ваших капканов сработали, а какие нет. Вот теперь проще точно не куда и можем переходить к деталям.
Интересно. Сама аббревиатура utm расшифровывается как U — Urchin, T — Tracking, M — Module, то есть модуль отслеживания Urchin. Возникает логичный вопрос, что же это за слово Urchin, которое не имеет перевода? А все потому, что это имя организации, если хотите стартапа, созданной в далеком 1998-м году и являющейся зародителем веб-аналитики. Именно эта фирма еще в 2004-м году придумала и ввела в обиход трекеры. Со временем подход так прижился, что Google не стала придумать что-то новое, а просто выкупила компанию Urchin и преобразовала ее во всем известный Google Analytics.
Структура
Если Вы раньше не “метили” свою Интернет рекламу, то пришло самое время это сделать. Но возникает логичный вопрос: “Как, черт возьми, это сделать, если в этом длиннющем хвосте столько неизвестных параметров?”. На помощь приходит структура самой метки, поняв которую Вам станет совершенно легко понять как создать utm метку и как использовать. Всё как в школе — нужно не вызубрить, а понять.
Для начала, давайте еще раз взглянем на utm-метку в её изначальном виде, можно сказать, без одежды, как мать родила (кстати, перейдя по ней Вы попадёте на наш сайт, где Вы можете изучить все наши услуги).
http://in-scale.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign={campaign_id}&utm_content={ad_id}&utm_term={keyword}
Идем дальше. Если присмотреться, то в ссылке, которая указана выше, можно увидеть 5 совершенно похожих, но при этом разных параметров. Причем, каждый из них является логичным продолжением предыдущего и только использование их вместе помогает увидеть всю картину целиком.
- utm_source=______
- utm_medium=______
- utm_campaign=______
- utm_content=______
- utm_term=______
Все они показывают тот или иной параметр, который передается во все возможные системы аналитики. Даже настолько мощные сервисы сквозной аналитики (к примеру Roistat) берут информацию именно из utm меток. А их главный принцип, как Вы помните, экономия денег на рекламе за счет убирания неэффективных каналов.
Вывод. Наличие utm меток не только показывает эффективность Вашей рекламы, но и экономит Ваш бюджет.
Но уверен, их пользу Вы понимаете и без моих нравоучений. Поэтому мы возвращаемся к нашим параметрам. В своей практике есть план минимум, который Вы обязаны использовать, чтобы любая система поняла, что Вы хотите передать, и записала их себе в память. Таких обязательных к использованию параметров всего три:
А вот 2 параметра, которые не обязательны к использованию, но сильно облегчают Вам жизнь, особенно, если Вы настраиваете контекстную рекламу (сама детализированная реклама) в Интернет и хотите увидеть ее результативность.
Повторюсь на всякий случай. Использовать нужно минимум 3 параметра, остальные 2 по желанию. Значения этих параметров Вы можете писать любые. Даже ругательные и матерные слова. Главное, чтобы Вам было понятно при анализе, что значит каждое Вами придуманное значение. Ведь всё это делается для Вас, а не для кого-то.
вконтакте
полная автоматизация
Если бы я первый раз узнал про utm метки и узнал бы какие возможности они дают, то пришел бы к мнению, что их обязательно нужно использовать. Но остановило бы меня то, что их нужно делать самостоятельно и вручную. И как следствие, я бы благополучно оставил это дело на потом. Но благо, для таких людей как я придумали два решения.
1. Динамические параметры
Если Вы понимаете, что у Вас сотни, а то и тысячи, объявлений и все они разные. Например, Вы тестируете 100 рекламных баннеров во время тизерной рекламы в интернете. То для Вас придумали динамические значения, которые система сама подставляет, исходя из своих данных. Делаем полдела за Вас. А теперь ещё раз, но по порядку:
Так какие все таки подставлять значения/данные в utm метках? Всё зависит от выбранной системы. В большинстве популярных каналов и способов рекламы в интернете уже есть динамические параметры. Найти их не сложно, они есть внутри руководства к каждой рекламной площадке.
2. Онлайн сервисы
А теперь второе решение, ещё более автоматизированное. Это специальные сервисы-генераторы utm меток для формирования их онлайн. Все, что Вам нужно — это подставить свой сайт и выбрать источник траффика, который Вы будете “метить”. Забегая вперед скажу, что сервисов генерации utm меток огромное множество и различия между ними на самом деле незначительные. Но для Вас, наших любимых читателей, я делюсь 3-мя сервисами с максимально полным функционалом:
Важно! В большинстве сервисов Вы можете увидеть, что Вам предлагают укоротить полученную ссылку. Связано это с тем, что многие пользователи подозрительно относятся к длинным ссылкам и не хотят по ним переходить. Поэтому ссылку с утм-меткой обязательно укорачиваете, если Вы размещаете метку для общего обозрения. К примеру в нашем онлайн-консультанте Talk-me, мы используем укороченные ссылки ?
Коротко о главном
Сразу отвечу на Ваш вопрос. Да, utm метки — это крайне важная и нужная вещь в рамках рекламы в Интернет. И да, ее нужно использовать. Но при условии, что Вы будете отслеживать данные. То есть изучать их и на основании них делать какие-то выводы. Иначе смысла от использования utm меток нет. Ну правда, какой смысл в инструменте, если знаешь об его эффективности, но не используешь его. Поэтому прямо сейчас вспомните, где у Вас есть ссылки на Ваш сайт, и расставьте по ним ссылки для отслеживания эффективности.