Маркетинг. Начало большого пути

    Последнее время прослеживается тенденция, что маркетинг — это уже не дань моды. Это уже вполне осознанный выбор в плане своего бытия на будущее время. Модные парни и девушки уходят из этой профессии из-за скукоты и уходят обычно в PR  (пиар), так как там более размытая оценка эффективности, да и работа покреативнее. SMM-щики и другие узкопрофильные специалисты осознают, что во всём мастером не будешь и начинают работать только в своём направлении,  в своей нише. Псевдо-маркетологи (по совместительству администраторы, директора, уборщицы) не дают должного эффекта, поэтому само время их выжимает.

    Так наши ряды пустеют, но это хорошая новость. Ведь на свободное место приходит новая кровь, более осознанная, более внимательная. И все они с чего-то начинают, все мы с чего-то начинаем. И в данном случае, возникает резонный вопрос: “Маркетинг, начало большого пути… Куда кинуться, куда податься?”. Вот как раз этим мы и займёмся сейчас, определимся с чего начать маркетологу на старте познания нашей интересной сферы.

    Начало начал

    Как вы понимаете, есть два типа людей, которые приходят в маркетинг:

  • Те, кто вообще ничего не понимает, но хотя бы слышали о нём;
  • Те, кто понимает, но больше по фишечкам, по верхам. 
  • В любом случае фундаментальных знаний нет ни у тех, ни у других, потому что скорее всего попросту было лень. Наверное, частично я угадал это и про вас 😉

    Самое главное — понять, что такое маркетинг и где он заканчивается, а где начинается продажа. На эту тему все спорят, каждый продвигает свою истину. И если рассматривать теорию, то маркетинг будет одним, если рассматривать реалию рынка, то другим. Ожидание/реальность в действии!
    Но мы с вами маркетеры, а не просто маркетологи, поэтому с точки зрения реалии, я и буду вам всё рассказывать.

    Маркетинг — комплекс мер, направленных на реализацию товара или услуги.

    То есть фактически маркетолог — это тот человек, который делает всё возможное, чтобы продать продукт. Единственное, что можно сказать тут, границы маркетинга заканчиваются на том этапе, когда вы привели клиента с помощью разных хитростей (читать способов) к продавцу. Далее уже работают техники продаж.

    НО! В любом случае все дополнительные стимулы для принятия решения разрабатываете именно вы. Делаете так, чтобы у продавца было достаточное количество элементов для манипуляции клиентом. В хорошем смысле этого слова, конечно.  

    И здесь я говорю о том, что вы продумываете условия рассрочки, дополнительные бонусы при покупке на ту или иную сумму, акции, спец предложения.

    Пойдём от обратного

    Маркетинг — тема объёмная, поэтому проще будет выделить что точно НЕ входит в него:

    • Разработка мотивационных схем;
    • Полный контроль продающего и рабочего персонала (только выполнение акций);
    • Внедрение и настройка CRM-системы;
    • Написание скриптов продаж (кроме фраз для внедрения маркетинговых инструментов);
    • Создание дизайна рекламных материалов, в том числе монтаж видео;
    • Настройка и введение профильных способов рекламы (таргетированая реклама в соц. сетях, контекстная реклама).

    Если совсем просто говорить, вы будете заниматься всем, что влияет на продажи,  кроме работы с персоналом (очень редко это правило можно нарушить) и узко специализированной работы, которая требует отдельного обучения.

    Придём к пониманию

    Теперь, когда мы знаем, что не входит в работу маркетолога, давайте определим на какие факторы будут направлены все усилия:

    • Привлечение клиентов;
    • Монетизация клиентов (чтобы чаще и больше покупали);
    • Удержание клиентов (чтобы дольше покупали);
    • Возврат клиентов.

    Довольно простой список, на которым вы должны сфокусировать все своё внимание, когда решите работать в сфере маркетинга. 

    Всё понятно. С чего начать то?

    Простите меня за моё долгое вступление, оно необходимо, чтобы далее мы говорили на одном языке. Далее опишу какие темы я бы вам рекомендовал изучить и в какой последовательности. Источники, из которых черпать информацию, я указывать почти не буду, так как их не так много на самом деле и найти их самостоятельно не составит никакого труда. И когда я говорю о слове источник,  имею ввиду книги. Так как платные тренинги, видео на ютубе, статьи в блогах дадут вам больше инструментарий, чем понимание и основы. 

    1. Заряд

    Первым делом я рекомендую вам начать не с основ маркетинга, а почитать разные истории создания и продвижения брендов. Это, во-первых, вас вдохновит на чтение интересной (развлекательной) литературы и заодно концептуально покажет на что способен маркетинг. Примеры таких книг: 

  • Бизнес в стиле Virgin. Чему Вас не научат в бизнес-школе (Ричард Брэнсон);
  • Как чашка за чашкой строилась Starbucks (Говард Шульц);
  • Феномен Zara (Ковадонга О′Ши).
  • 2. Фундамент

    В этом шаге  рекомендую вам научиться основным идеям маркетинга. По классике жанра рекомендую Филиппа Котлера — Основы маркетинга. Во-первых, эту книгу вы можете скачать бесплатно в интернете, а во-вторых, там прямо фундамент. Единственная просьба, читать книгу не как инструкцию по применению, ведь в реалиях бизнеса она мало применима, а как концептуальное руководство.

    К слову об основах основ, мы запустили серию видео-уроков об основах маркетинга. Если вы только начинаете свое знакомство с маркетингом, это то, что вам нужно. Небольшие, последовательные видео с концентрированным знаниями. Вот, например, одно из них.

    3. Психология людей

    Маркетолог — не продажник, но продавать должен уметь. Точнее он должен понимать как продавать, как мыслят люди, их психологию, их мотивы. Поэтому рекомендую здесь максимально изучить базу о продажах, а поможем вам в этом :

  • Договориться можно обо всём (Кеннеди Гэвин);
  • Психология влияния (Роберт Чалдини).
  • 4. Ключевые показатели.

    Как бы Вам не хотелось, но маркетинг — это цифры. Его можно измерять, правильнее даже сказать, что его нужно измерять. Поэтому на данном этапе изучите всё, что касается формул, коэффициентов, показателей. В помощь вам наша статья.

    5. Анализ продукта и компании

    Далее, когда вы уже заряженны по полной, можете подходить к анализу.  Почему столь скучное занятие в самом начале? А потому, что когда вы начнёте анализировать компании, придет понимание, как это все работает на практике, а не в теории. Книги книгами, а жизнь она другая. 

    Причём, обращаю ваше внимание, в данном случае не оценивайте каналы коммуникации, фишки. Анализируйте сам подход компании, как они себя позиционируют, в каком сегменте их продукт, что их отличает от других. В помощь вам всем популярный SWOT-анализ.

    6. Позиционирование на практике

    После понимания как себя предоставляют на рынке другие компании, пора заняться собой или своей выдуманной компанией (либо можно взять любую компанию на рынке). Прорабатываем такие темы как: ЦА, аватар, УТП, ценообразование, упаковка, позиционирование.

    7. Основные инструменты

    Здесь начинается самое интересное. В этом шаге начинаем изучать разные способы комуникации, разные виды взаимодействия с клиентом. Скорее всего на этом шаге вы уже и так много знаете, если же нет, то наш блог вам в помощь, здесь довольно много информации об основных инструментах маркетинга. 

    8. Детали

    Теперь Вы почти гуру, который знаёт всё кроме деталей. На этом шаге вам нужно углубиться в разные направлениях маркетинга, в его детали. Начать изучать, например, как цвета влияют на подсознание, как иконки увеличивает конверсию, как форма продукта может поднять продажи и многое другое.

    9. Смежные профессии

    Чтобы контролировать подрядчиков и улучшить свой маркетинг, вам нужно начать изучать смежные темы по типу копирайтинга, дизайна, таргетинга. Ведь на этом этапе вы уже понимаете, что одно без другого не существует.

    Коротко о главном

    Знаете, когда я садился писать эту статью, то хотел выдать пошаговый план изучения с говорящим названием “Маркетинг. Начало”. Но сейчас понимаю, что получилось у меня это на троечку. А всё потому, что маркетинг не возможно изучить по определённым книгам или списку тем. Слишком динамично он развивается.

    Эту последовательность, что выдал выше, я считаю оптимальной, с точки зрения концентрации на маркетинге. Но у вас не получится разбирать только одну тему в один момент жизни. Изучать вам всё равно придётся всё параллельно — и книги, и группы в социальных сетях, и видео, и наш блог. Просто старайтесь не сбивать фокус и не перепрыгивать как зайцы с места на место. 

    Источник

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

      ×
      Рекомендуем посмотреть