Колонка Константина Новофастовского: одно нажатие кнопки мне приносило 150-300$
Эксперт:
Константин Новофастовский
Специалист по автоматизации Интернет-рекламы. 30 лет, женат. Работает в Интернет-маркетинге с 2005 года, в CPA — с 2013. С 2008 руководит SEO-агентством "Семантика".
Принимал ключевое участие в запуске Интернет-сервисов: POS.ua (2010), LiterBall.com (2012). С 2013 года основную часть времени занимается развитием системы аудита рекламного трафика, ClickFrog.ru.
Будет выступать 30 июня на Антиконфе в Киеве.
Не знаю с чего лучше начать. Хочу поделиться неудачными попытками запуска проектов. Остановлюсь на тех, которые стоили мне 100+к$, но были и меньшие факапы. Может это кого-то убережет от моих ошибок. Чтобы стали понятны причины некоторых моих решений, сделаю краткий экскурс в историю моей трудовой деятельности.
В Интернет-маркетинге я всю сознательную жизнь, с 18 лет. Начинал удаленным линкменеджером (может кто-то еще помнит, что это такое) в киевском агентстве da.net.ua в сентябре 2005-го. Нужно было получать отовсюду с сайтов ссылки на доску объявлений, которая находилась на поддомене 4-го уровня (зона .ua). Делалось это по принципу обмена ссылками ты-мне-я-тебе.
Постепенно для обмена добавились другие поддомены доски, по автомобильной и медицинской тематике, что-то еще. Все ссылки — анкорные, цель — поднять доску в поисковиках, тогда вся выдача была ими забита. Платили мне за каждую ссылку 50 центов, так я получил свои первые 15 долларов за 3 недели работы. В последующие пару месяцев я разобрался в теме и вышел на пару сотен в месяц после чего проект свернулся. Я решил погуглить (а точнее в то время еще пояндексить), может есть еще подобные предложение на рынке. И оказалось, что в Москве их много больше чем в Киеве и деньги можно получать удаленно, а не только наликом в офисе. Тогда я освоил WebMoney и тема пошла. Да еще и цены за ссылку были повыше киевских, платили уже 1$ за размещение.
Так как соглашались в основном только на тематический обмен, а у меня уже были базы сайтов для обмена по стройке, авто и медицине, то я в первую очередь стал искать клиентов той же тематики, чтобы оптимизировать трудозатраты. У меня стало по 5-7 сайтов каждой тематики для обмена и один обмен приносил уже 5-7$ соответственно. В результате заработок достиг 1-2к$ в месяц. Это была поздняя весна 2006-го. Дальше пошло интереснее, пошел рост скрипта полуавтоматического обмена ссылками, LinkExchanger, который автоматически размещал ссылку на сайте при наличии обратной. А это означало, что теперь не нужно общаться с каждым вебмастером о размещении отдельно и можно разместить на сайте акцепторе сразу страницу со всеми обратками и только вставлять ее в поле "Обратная ссылка" скрипта для получения входящего линка. (На самом деле даже не обязательно на сайте акцепторе, а можно было взять любой левый новорег на narod.ru и разместить все обратки на нем).
Я, как любитель полной автоматизации всех процессов, попросил программиста написать минискрипт, в который я бы мог только вставить ссылку со всеми беклинками и список линкэксченджеров (сайтов, с которыми и происходил обмен). На выходе я получал список всех страниц со ссылками на клиентский сайт. Вся работа кодера стоила порядка 100$. Это совпало по времени с тем, что я подрядился расставлять ссылки в компанию Коли Евдокимова, Unmedia.ru (будующий SEOPult.ru), а у них и тогда отбоя от клиентов не было. Выглядело это так: одно нажатие кнопки скрипта приносило 150-300$. Оставалось только актуализировать базу ленкэксченджеров, так как они то ломались, то сносились с сайтов. В результате к концу 2006-го (через год после начала работы в этой сфере) я вышел уже на 3+к$/месяц.
И тут произошел первый облом, который называется Sape.ru. Как-то никто об этом не говорил, но биржа в 10 раз опустила цену ссылок и свела работу линкменеджеров и мою в частности к нулю. Клиенты начали покупать ссылки напрямую через биржи, а не меняться ими друг с другом через посредников-фрилансеров. Пришлось первый раз менять направленность, а так как самой близкой к моей было продвижение сайтов в Яндексе, то я выбрал ее. Нашел на фрилансе соответствующий заказ, потом еще один и пошло. Мне нравилось, что Сапа оптимизировала все закупки, анкорные ссылки работали как надо, а стоимость услуг в те времена была 1-2к$ за сайт в месяц. Имея несколько клиентов я к концу 2007-го вышел на 5+к$/месяц и мог расслабится. Но не тут-то было. 18 декабря 2007, насколько я помню, Яндекс впервые сильно сменил алгоритм ранжирования, понизив все сайты, продвигаемые ссылками. Клиенты спрыгнули или были уже на низком старте и пришлось опять что-то менять.
И я посмотрел в сторону Гугла. Поисковая система, непопулярная тогда в России, имела хорошие позиции на украинском рынке, хоть его размер на фоне привычного российского сильно смущал. Тем более, что последний раз я там двигал доску объявлений 2 года назад и воспоминания были так себе. Но так как альтернатив не было, я вложился в оформление, киевский офис и первых 3-х сотрудников. Так в марте 2008-го запустилась Семантика.
На развитии компании особо останавливаться не буду, скажу только, что в кои-то веки это был стабильный рост без особенных катаклизмов. Как результат к концу 2011-го фирма состояла из 26 человек, имела годовой оборот в районе 1кк$ и все было хорошо. Также я открыл небольшой офис в Москве из трех человек для возвращения на знакомый рынок. Я избегал тесных взаимоотношений с клиентами, только откатанная схема продвижения: текст на главную, пачка купленных ссылок из сапы и топ. Все было отточено на конвейере. Скрипты по сбору статистики позиций, генерации отчетов, расчета стоимости запросов. За счет них мне удавалось вести одновременно до 400 сайтов (из сеошников в компании был только я).
В то время я постоянно ждал и таки дождался повторения яндексовского сценария декабря 2007-го, но уже в Гугле. Вспоминая, как фигово, когда массово уходят клиенты, падают сайты и прочее были еще свежи. И хотел как-то диверсифицировать риски. Как умел. На примере последнего моего рекламодателя как линкменеджера, Коли Евдокимова, я понял, что мне ближе всего построение конвейера, каким и была Семантика, но еще более замкнутого, чтоб клиент только кидал денежку и получал результат.
Такой попыткой стала рекламная сеть POS-материалов в Интернет-магазинах, POS.ua. Я подумал, в Интернет-рекламе важны два момента — объем трафика и насколько он целевой. Где бы можно было продавать много целевого трафика, откуда его до меня еще не продавали. И понял, что есть куча интернет-магазинов электроники, которые покупают на себя SEO-трафик, контекстную рекламу, прайс-агрегаторы и пр., аккумулируя огромный объем целевых посетителей. В то же время, вендоры электроники покупают такую-же рекламу для новых гаджетов на тематических порталах в то время, как этот баннер, но в целевом разделе Интернет-магазина гораздо лучше сконвертирует уже подогретого посетителя в новую покупку. На тестах так и было. Иногда рост продаж за неделю размещения подобного промо в выбранных интернет-магазинах возрастал в 3 и более раз по сравнению с предыдущей неделей. Проблема оказалась в другом и без глубокого понимания рынка она выглядит странно. Медиа-отделам вендоров не нужны продажи, им нужна узнаваемость, охват, выполнение бюджета, но никак не продажи. Продажи нужны отделу стимулирования сбыта, который выстроен по модели формирования годовых планов с компенсациями магазину по результату, а рекламирует он их или конкурентов — "по-барабану". Отдельно еще хочется выделить сетевые агентства, у которых тоже все откатано. Одним и тем же площадкам должна доставаться львиная доля бюджетов, так как у них "свои договоренности". В результате, когда нас ставили в годовые планы, то суммы в них были смешными, по сравнению с рекомендуемым выкупом. Проект двигался то вверх, то вниз, окончательно же был заморожен после кризиса 2014 года. За 5 лет работы он съел больше 100к$ с учетом рекламы и разработки.
Так же на волне развития социальных сервисов, я, воодушевившись чатрулетом, захотел попробовать себя в этой стезе и запустил в конце 2012 года LiterBall.com. Это веб-сервис видеосвязи, в котором вместо контактов между конкретными пользователями, каждый юзер выбирает повод или набор поводов, по которым хочет выпить или подключается к уже существующим поводам других юзеров. Расчет был на то, чтоб в будущем сделать популярную площадку для рекламы алкогольных производителей. Так как в то время HTML5 был только в теории, то продукт создавался на флеше да еще и удаленной командой аутсорсеров. Расчет был на то, что сервис или полетит, или нет, но особо вкидываться в его рекламу и поддержку не хотелось. Для промо были выбраны несколько развлекательных порталов для размещение статей о выходе продукта. Уже с первыми пользователями вылезли различные проблемы, в то время как никто из моей команды флеша не знал, а скорость реагирования и внесения правок аутсорсером-разработчиком оставляла желать лучшего. Но тема вроде шла, и я взял в штат флеш-разработчика. Позже оказалось, (пользуясь скайпом и прочими видео-сервисами, я никогда об этом не догадывался), что существует сильное эхо при одновременном говорении и слушании, а видео-сервисы, чтоб его убрать, пользуются платными или сложными самописными кодеками. Может это “подарок” именно флеша, хз. Кроме того на всех устройствах чат работал сильно по-разному, сказалась сильная зависимости от производительности. Универсальная версия или давала мало FPS, или просто тупила на части устройств. Да и к средине 2013-го года стало понятно, что первенство у флеша утрачено и мультимедиа перейдет к стандарту HTML5, что чревато полному переписыванию системы “с нуля”. Итого, взвесив все “за” и “против” я решил к концу 2013 свернуть проект, списав 10+к$, которые потратил на него к тому моменту.
Параллельно с POS.ua и LiterBall.com я пробовал запускать другие проекты, о большинстве которых сказать особо нечего, полетел лишь один — ClickFrog.ru. На примере ПОСа я понял, что олигопсонические рынки с малым числом покупателей не мое, ClickFrog же проект, который я и хотел. Все пользователи (почти) сами регаются, настраивают, продлевают и т.п. Поддержка минимальная, главное, чтоб не падал и алгоритм отлова накрутчиков был актуальный. Сервис растет, не так быстро, как хотелось бы, но все-таки.
Главная же ошибка, что я полностью погрузился в новые проекты, не уделяя внимания основному бизнесу, Семантике. Там все двигалось по прежним методам с небольшими коррективами. Особенное внимание было нужно после выхода первого Пингвина в апреле 2012-го. Когда все мои конкуренты развивали отделы контекстной рекламы, веб-аналитики, старались участвовать в тендерах на комплексное обслуживание крупных реклов, я забил и занимался тем, что мне было интересно, т.е. своими проектами. Как результат, портфель клиентов и штат агентства к 2017-му году сократился в 10 раз при примерно том же его качестве. Только в этом году я начал что-то кардинально менять, реанимировать. Хоть агентский бизнес — это и не то, что заниматься своими продуктами, но он не менее прибыльный.
Выводы для меня:
- выделять определенный бюджет и срок для вывода проекта на самоокупаемость
- лезть в новые технологии только при наличии достаточной технической экспертизы в штате
- стараться сохранить текущих клиентов больше чем привести новых. Не экономить на аккаунтинге
- делать то, что нравится, в свободное время от того, что приносит деньги, а не вместо
В 2011-м на корпоративе я тостовал, чтоб какой-то из разрабатываемых проектов обошел по выручке Семантику. Но я не имел в виду за счет ее стагнации:)
На Антиконфе 30 июня остановлюсь подробнее на описанных факапах и попробую сформулировать неочевидные ошибки для них. Надеюсь, во время моего доклада все еще будут в сознании:)
P.S. Для читателей Партнеркина организаторы Антиконфы предоставляют скидку в 20% по промокоду PARTNERKIN20.